Главная - Русские полководцы - Дела военные - Военное духовенство в России


Военное духовенство в России
Русские полководцы - Дела военные

военное духовенство в россии

Издавна в России в формировании нравственных качеств воинов важное значение имела Русская Православная Церковь. Связь Церкви и воинства сложилась вместе с зарождением российской армии. На протяжении всей истории до 1917 года Церковь являлась духовной наставницей воинов и первая благословляла войска на подвиг в защитуОтечества.

В связи с этим особая роль в русской армии принадлежала военному духовенству. Сила религиозного влияния в русской армии была всегда велика: в абсолютном большинстве население Российской империи было глубоко верующим. Кроме того, чувство христианской веры было в человеке тем сильнее, чем ближе человек находился к смертельной опасности.

Начало организационному оформлению военно-религиозной службы было положено Петром I. Он приступил к строительству военно-морского флота, и первые военные священники появились на военно-морских судах. Согласно Морскому уставу 1720 года, на суда назначались иеромонахи, а в редких случаях и лица белого духовенства, преимущественно бездетные вдовцы. Старший из них, обер-иеромонах, являлся «начальным священником» во флоте.

На протяжении XVIII и XIX столетий ведомство военного духовенства неоднократно реформировалось. До XIX века оно не было обособлено и подчинялось местному епархиальному начальству по месту расположения войск. Высшими же лицами военно-духовного управления в пределах специальных задач религиозно-воспитательного воздействия на войска являлись обер-иеромонах флота и обер-полевые священники.

Военно-сухопутное духовенство подчинялось обер-полевому священнику первоначально только в военное время. По указу императора Павла I в 1800 году было установлено, что полевой обер-священник и в мирное время «иметь должен в ведении своем всех священников армии… без одобрения оного полевого обер-священника никаких перемен по части армейских священников не чинить и не переменять иереев». Этим указом Павла I было положено начало созданию постоянного штата военных священников в войсках русской армии. Создается управление военного духовенства армии и флота во главе с обер-священником. В 1858 году он получает наименование Главного военного священника, и права его расширяются: ему предоставляются принадлежащие епархиальным архиереям права назначать и увольнять военных священников, возбуждать против них расследования.

12 июня 1890 года было утверждено Положение об управлении церквями и военным духовенством, которое сохранялось до 1917 года. Заведование церквями и православным военным духовенством вверялось протопресвитеру военного и морского духовенства. Он назначался с согласия императора по представлению главнокомандующего войсками Петербургского военного округа и военного министра, который ходатайствовал перед Синодом о назначении протопресвитера военного духовенства. При протопресвитере существовало особое духовное правление, состоявшее из присутствия и канцелярии. Правление руководствовалось уставом духовной консистории, состояло из трех человек, избиравшихся протопресвитером из подведомственных ему и находящихся в Санкт-Петербурге «благонадежных протоиереев и священников». По своему рангу протопресвитер военного духовенства приравнивался к архиепископу в духовном мире, имел право на личные доклады царю. Его влияние распространялось на всю армию и флот России. По делам церковного управления он получал указания только от Синода, по делам военного ведомства – от военного министра.

Местными вспомогательными органами управления военного духовенства являлись дивизионные благочинные, которые служили связующими органами между высшей военно-духовной властью и подчиненным ей военным духовенством. Дивизионный благочинный священник назначался и увольнялся протопресвитером, но в мирное время подчинялся по делам службы местному архиерею. Он был обязан регулярно посещать подведомственные ему церкви в воинских частях и гарнизонах, следить за преподаванием Закона Божьего в полковых учебных командах для подготовки унтер-офицеров, рассматривать жалобы военных и местных лиц на полковых священно-церковнослужителей.

Остальная часть военного духовенства состояла из полковых священников. В конце XIX века в рядах военного духовенства одновременно находилось почти 500 священнослужителей.

Приказом по военному ведомству от 26 ноября 1888 года в военное время учреждалась должность главного священника армий фронта. Он назначался Синодом по представлению протопресвитера и имел двойное подчинение: протопресвитеру – по церковным делам, начальнику канцелярии главного начальника снабжений – по военно-административному делу, ведал духовенством, состоящим при войсках, подчиненных главнокомандующему армиями фронта. Одна из причин введения этой должности – увеличение количества священников в военное время. Так, к концу 1915 года их было в армии более 5 тысяч.

В армиях и на флотах имелись склады религиозной литературы. В полках, отдельных батальонах и батареях, а также на эскадрах имелись библиотеки с книгами, газетами и журналами о религиозно-нравственном и патриотическом воспитании российского воинства. С началом войны учреждалась должность военных священников при штабах армий для работы с офицерами. Также должность военных священников была введена в госпиталях и лазаретах, которые оказывали помощь раненым, отпевали и хоронили умерших.

В полках, учебных заведениях, штабах армий и округов были созданы военные церкви. А во время войны были походные военные церкви. Каждая воинская часть и военно-учебное заведение имели свою, особо почитаемую икону. Именно Церковь по сути своей являлась центром патриотического и духовно-нравственного воспитания воинов. В военных соборах и церквях были увековечены погибшие в сражениях воины с момента основания полков. Как правило, офицеры – поименно в хронологическом порядке по баталиям, а низшие чины – по количественным показателям. Доски с именами погибших моряков сохранились в Александро-Невском кафедральном соборе. Есть памятные доски и в Таллинской Казанской Рождества Богородицы церкви, которая в 1721-1919 гг. являлась гарнизонной. В Ревеле (Таллине) первая православная гарнизонная церковь во имя Феодора Стратилата была освящена в 1716 году в помещении шведской церкви. В середине XVIII века храм был перенесен в район Каламая и просуществовал до 1842 года. Для военных моряков была предназначена церковь во имя свв. Симеона и Анны на улице Ахтри. Кроме этого в разное время для нужд расквартированных в Ревеле полков существовали еще несколько церквей: Троицкая церковь при военно-морском госпитале, святителя Николая Беломорского полка, Александро-Невского при Двинском полку и др.

По своему положению в армии и на флоте военные священники Русской Православной Церкви не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках. Их оружием было Божие Слово. Они занимались отправлением религиозных обрядов, нравственным воспитанием личного состава, просвещали молодое пополнение – помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани. Тем не менее многие из военных священников настолько героически выполняли свой долг перед Богом и Отечеством в военное время, что удостоены были не только церковных наград. Высшей награды в русской армии – ордена Святого Георгия – удостоены четыре военных священнослужителя: отец Василий Васильковский – священник 19-го егерского пехотного полка, отец Иов Каминский – священник Тобольского пехотного полка, отличившийся в войне с турками. В 1729 году он вместе с войсками переправился через Дунай и с крестом в руках первым вступил на неприятельский вал, где был тяжело ранен. Протоиерей Иоанн Пятибоков – священник Могилевского пехотного полка, воодушевлявший в 1854 году воинов на штурм батареи, расположенной на Дунайском берегу, а также иеромонах Ионикий (Савинов), проявивший героизм во время Севастопольской обороны.

Духовному служению пастве, включавшей в себя значительную часть военных моряков, посвятил свою жизнь священник Иоанн Сергиев, известный всей православной России как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн служил в храме, расположенном в городе-крепости Кронштадте – главной базе Балтийского флота. Его проповеди собирали до десяти тысяч человек, со всех краев России приходили мешки писем и телеграмм с просьбами его молитв, духовного совета и наставления. Неимущие люди находили в его лице истинного пастыря и заступника, не только молитвенного, но социального служителя и организатора множества добрых и благотворительных дел и начинаний. Стоит ли говорить, что военнослужащим, людям, от которых служебный долг может потребовать в разгар праздника оставить семью, близких и через несколько часов положить живот свой на алтарь Отечества и которые поэтому должны пребывать в особой духовной чистоте, отец Иоанн уделял особое внимание и как молитвенник о душах их, и как духовник, и как радетель об устроенности их службы.

Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте за военные подвиги до 1904 года были награждены многие священники. В годы Первой мировой войны за мужество и героизм 227 военных священников были награждены золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, 228 – орденом Святого князя Владимира, 643 – орденом Святой Анны. Среди награжденных золотым наперсным крестом был и протоиерей Сергий Флоринский – военный священник, последним местом его служения был военный госпиталь в Раквере. Когда в декабре 1918 года город перешел в руки большевиков, о. Сергий был расстрелян за отказ отречься от веры в числе 80 других горожан. Военно-морским священником в 1915-1918 гг. служил на учебном судне «Народоволец» о. Павел Дмитровский (1872-1946), впоследствии архиепископ Таллинский и Эстонский.

Не стоит забывать и о том, что военные батюшки исполняли свой нелегкий священнический и воинский долг вместе и наравне с офицерами и солдатами. Они бывали во всех осадах, походах и сражениях, в которых принимала участие русская армия. Совершали кругосветные путешествия на военных кораблях в составе их экипажей, ходили с экспедициями, организованными при участии военного ведомства. При этом военные священники проявляли непоколебимую стойкость духа, порожденную верой в Бога, учили окружающих не страшиться и не роптать в опасности и беде. Генерал А.Брусилов, вспоминая о боевых действиях русской армии в 1915 году, писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах, шли с воинами, ободряя робких простым Евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные полководцы
Интересные факты

21 ноября - Собор Архангела Михаила

News image

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое уч...

Полководец в ссылке: Серторий и гра

News image

Квинт Серторий (ок. 125-72 гг. до н. э...

Авторизация



Полководцы мира

Дожа Дьердь (Dozsa)

News image

Дожа Дьердь (Dozsa) 1475 – 1514 руководитель крестьянского восстания в Венгрии в XVI в. В XVI ве...

Тамерлан (Тимур). Жизнеописание

News image

Тимур (Тимур-Ленг - Железный Хромец), известный завоеватель восточных земель, чье имя звучало на устах ев...

Советские герои

Полецкий Сергей Иванович

News image

Полецкий Сергей Иванович, полковник гвардии, во время напряженных боевых действий ...

Красноперов Сергей Леонидович - отв

News image

Красноперов Сергей Леонидович вошел в летопись войны, как отважный летчик-штурмовик. ...