(Friederich II) (1194–1250), германский король и император Священной Римской империи. Фридрих, сын императора Генриха VI и Констанции Сицилийской, внук Фридриха I Барбароссы и короля Сицилии Рожера II, родился в Ези (близ Анконы) 26 декабря 1194. Несмотря на то, что еще в 1196 Фридрих был избран королем римским (т.е. наследником императорского престола), когда год спустя Генриха VI не стало, права Фридриха были отвергнуты. И хотя партия Гогенштауфенов оказалась достаточно сильной для того, чтобы избрать германским королем его дядю Филиппа Швабского, Вельфы выдвинули короля-соперника – Оттона IV, сына Генриха Льва. Разгоревшаяся в связи с этим борьба расколола всю Европу. В 1197, находясь под опекой матери, Фридрих стал королем Сицилии, а когда в следующем году мать умерла, она вверила попечение над малолетним сыном папе Иннокентию III, при дворе которого он и был воспитан. В 1208 Филипп был убит по мотивам личной мести, после чего соперник Филиппа Оттон IV был коронован в качестве императора. Резко сменив прежние приоритеты, в 1210 Оттон вторгся в Италию и начал энергичную кампанию по завоеванию всего Апеннинского полуострова. Вследствие этого папа Иннокентий III отошел от Оттона и в 1211 обеспечил на рейхстаге мятежных немецких князей избрание Фридриха германским королем. К тому времени Фридрих был уже женат (брак был заключен в 1209) на вдове венгерского короля Констанции, дочери короля Арагона Альфонса II. Фридрих обещал отделить Сицилию от прочей империи и передать ее своему малолетнему сыну Генриху VII, с папой в качестве регента (папа, имевший права на Сицилию, был категорически против объединения Сицилии, Италии и Германии в руках одного монарха), но не сдержал своего слова. Когда на трон взошел слабохарактерный папа Гонорий III, Фридрих взял за правило постоянно откладывать выступление в крестовый поход (в чем ранее поклялся) и обеспечил избрание Генриха германским королем.
Несмотря на это, в 1220 в Риме Гонорий возложил на Фридриха корону императора Священной Римской империи, а к 1226 под властью Фридриха оказалась бóльшая часть Италии, что было прямой угрозой папскому могуществу. В 1227 снисходительного Гонория сменил на папском престоле Григорий IX, который настаивал на том, чтобы Фридрих сдержал свою клятву относительно крестового похода. Выплыв наконец в море в направлении Святой Земли, Фридрих был вынужден вернуться из-за начавшейся в войсках эпидемии, и тогда папа отлучил его от церкви. В 1228 Фридрих все же достиг Палестины и, прибегнув к искусной дипломатии, приобрел у мусульман Иерусалим. Он был коронован в качестве короля Иерусалимского, унаследовав этот титул через свою вторую жену Иоланту (Констанция умерла в 1222), дочь прежнего короля Иоанна Бриеннского. Но папа продолжал боевые действия против владений Фридриха в Италии, что вынудило Фридриха вернуться в 1230. Занявшись вплотную государственным устройством Сицилии, в 1231 Фридрих издал т.н. Мельфийские конституции (их еще называют Liber augustalis, т.е. Императорской книгой), новый свод законов, которые далеко опередили свое время, поскольку превращали Сицилию в абсолютистское государство с мощной бюрократической машиной, продуманной налоговой системой и фактически упраздненными феодальными вольностями. Итальянские города вновь образовали Ломбардскую лигу, с тем чтобы оказать противодействие покушениям Фридриха на их независимость, но в 1237 они потерпели поражение в битве при Кортеноува. В марте 1239 Григорий IX встал на сторону городов в новой войне с Фридрихом, который перешел теперь в наступление на Папскую область. Когда в 1241 Фридрих выступил в поход на Рим, папа умер. В июне 1245 на Лионском соборе папа Иннокентий IV объявил Фридриха низложенным и призвал к крестовому походу против него. Умер Фридрих в Кастель - Фьорентино (близ Сан-Северо, Апулия) 13 декабря 1250.
Хотя по происхождению Фридрих был Гогенштауфеном, его следует счесть скорее сицилийцем, нежели немцем, поскольку жил он главным образом именно на Сицилии. Будучи покровителем наук и искусств, он и сам вполне заслужил звания ученого и поэта: некоторые произведения, вышедшие из-под его пера, можно поставить в один ряд с лучшими образцами сочинений того времени (мы располагаем его трактатом о соколиной охоте, ок. 1246). Оказаться при дворе Фридриха почитали за честь как ученые, так и трубадуры и миннезингеры из Франции и Германии. Стиль правления Фридриха можно с некоторыми поправками назвать просвещенным абсолютизмом; это был рационалист, не чуждавшийся общения с астрологами; проявляя терпимость к иным исповеданиям и культурам, он беспощадно преследовал еретиков внутри католицизма. Загадочная и богато одаренная личность Фридриха вызывала у современников, прозвавших его stupor mundi (лат. «изумление мира»), чувства восхищения и страха. Сам он подчас склонен был считать себя предшественником Мессии (как во время вступления в Иерусалим в 1228), но некоторые называли его Антихристом.
|